Люди с ограниченными возможностями должны быть интегрированы в общество на их собственных условиях, а не приспособлены к правилам мира здоровых людей».
В 2010 году принята пятилетняя государственная программа «Доступная среда», направленная на решение этой проблемы.
От того, насколько включены инвалиды в повседневную жизнь общества, зависит их социальное благополучие, отношение к ним окружающих людей.
Доступность физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру является условием независимой жизни инвалидов и иных маломобильных групп населения (пожилых людей, людей с детскими колясками, детей). Именно повышение доступности окружающей среды может стать существенным стимулом для снижения социальной разоощенности между инвалидами и не инвалидами. Более того, доступная среда жизнедеятельности является необходимым ключевым условием адаптации и интеграции инвалидов в общество.
На сегодняшний день существующие ограничения и барьеры (имеется в виду не только отсутствие пандусов, удобных лифтов, общественного транспорта, но и условий для информационного обеспечения, получения образования инвалидами, их дальнейшего трудоустройства) препятствуют доступности среды.
На решение этих проблем, связанных с повышением социального статуса, защищенности лиц с ограниченными возможностями здоровья, с созданием условий для их полноценной интеграции в жизнь общества, направлена пятилетняя государственная программа «Доступная среда».
«Доступная среда» — это безбарьерная среда для детей-инвалидов, обеспечивающая доступ к образовательным ресурсам и совместный процесс их обучения в обычных школах. Она направлена на развитие инклюзивного образования, основная идея которого заключается в исключении любой дискриминации учеников и создании специальных условий для детей, имеющих особые образовательные потребности. Все дети, независимо от степени их совершенства и отличительных особенностей, достойны уважения и могут учиться. Работа по решению этой актуальной проблемы уже ведется: в рамках приоритетного проекта «Образование» открыто новое направление – «Развитие дистанционного обучения для детей-инвалидов»